Структура ГИБДД – одна из наиболее стабильных в государственном секторе. Серьезные реформы не коснулись ее даже тогда, когда был пересмотрен принцип работы полиции. Еще в 2024 году сами представители службы, как и эксперты, начали говорить о назревшей потребности в корне изменить принцип работы ГИБДД, переработать служебную структуру и сделать этот орган активно функционирующим в соответствии с новыми стандартами. Первые изменения были обещаны уже в 2024 году, однако, пока не определены даже детали реструктуризации.
Причины реформы
В числе причин грядущей реформы основной отмечают назревшую необходимость пересмотра служебной структуры для оптимизации бюджета. ГИБДД стала стабильной государственной службой, где работникам гарантированы зарплаты на уровне средних по региону, а иногда и выше, постепенный карьерный рост, пенсионные привилегии и другие бонусы.
Заработать стаж и выслугу лет здесь проще, чем в любых других ведомствах. Поэтому компетенция сотрудников неуклонно падала, как и эффективность их работы за последние 5-7 лет. При этом доля административных работников выросла до тридцати процентов. Каждый третий ни разу не был на выездных заданиях и не имеет прямого отношения к регулированию ситуации на дорогах.
На заметку!
Содержание администрации ГИБДД по подсчетам обходится дороже, чем финансирование «полевых» работников. Всего в офисах ГИБДД устроены 55 тысяч человек.
В условиях постоянной автоматизации процессов постепенный рост числа кадров не имеет смысла. Если раньше увеличение числа автомобилей было причиной набора новых сотрудников и изменения структуры в сторону ее расширения, то теперь это не связанные параметры. Приемы компьютерного сбора данных и их обработки ускоряют процесс и снизить долю издержек. Ручная верификация теперь применяется все реже. При этом раздутый штат становится проблемой с точки зрения бюрократических проволочек.
Грядущая реформа должна изменить эту ситуацию. В числе аналогичных проблем, которые нужно устранить, отмечают:
- частое дублирование должностей;
- перекрытие функций государственных органов;
- максимальный уровень коррупции.
С введением дополнительных структур в регионах задачи сотрудников ГИБДД стали выполнять аварийные комиссары, отчасти многофункциональные центры и даже виртуальный портал Госуслуг. Численность работников не изменилась. Потребность в них теперь оценивают как в два раза более низкую в сравнении с реальным положением дел. Особенно остро эта проблема стоит в регионах, где сборы за счет штрафов уже перестали перекрывать задачи финансирования. В то же время выделение дополнительных средств из федерального бюджета не сможет решить все задачи.
https://youtu.be/MtyMyOgQNt4
Новые модели ГИБДД
Первым этапом реформирования должно стать сокращение штата не только за счет увольнения, но и путем вывода сотрудников за военный штат. В первую очередь, коснется это офисных сотрудников. Сегодня они безосновательно отнесены к числу «силовиков» и пользуются соответствующими привилегиями, как и другие служащие военных структур. Хотя это и не соответствует действительности, исходя из их обязанностей и рабочего опыта. Соответствующие цели были поставлены еще в 2024 году. Поэтому за 2024 год сократят до 20 процентов сотрудников и еще столько же переведут на иные должности.
На заметку!
По прогнозам, число «полевых» работников ГИБДД уменьшат в среднем на 18 процентов. Но цифры будут различными в регионах.
Что будет после масштабной чистки штата, пока непонятно. Наиболее вероятным сценарием эксперты считают слияние ГИБДД с более крупной структурой и превращение дорожной службы во внутреннее подчиненное ведомство со сжатым штатом и четкими задачами. Некоторые депутаты называют наиболее перспективным вариантом слияние ГАИ и ППС на первых этапах реформы. Это своеобразная «середина», которая позволит на несколько лет решить проблему утечки финансов и уточнить детали более глубокой переработки.
Таким образом, один патруль станет многофункциональным. Сотрудники из разных ведомств будут одновременно следить за дорожной и уличной обстановкой. Но есть мнение, что такая форма работы не будет эффективной, а коррумпированность только вырастет.
Рассматривают и вариант полного отказа от административной деятельности непосредственно в ДПС. Эта задача может перейти к многофункциональным центрам и представителям местных государственных органов и структур. Таким образом, можно будет ускорить стандартные процессы, в том числе, в части оформления документов. Теоретически лишат сотрудников и права штрафовать водителей за нарушения, выявленные в ходе рейдов. Основной же функцией станет помощь участникам движения и участие в перехватах.
Вариант переформирования ГИБДД пока не выбран, однако, у реформы уже есть противники, которые указывают на недостатки существующих проектов. Чтобы добиться положительного эффекта, необходимо определить оптимальную величину штата. В противном случае невозможно будет избежать роста преступности на дорогах и увеличения числа аварий.
Уже сейчас представители региональных ведомств говорят о нехватке сотрудников, которые могли бы заниматься мелкими происшествиями. Часто оформление подобных аварий не дает выполнять качественно регулировку движения и наблюдение за ним.
Предстоящая реформа ГИБДД может дать отличный экономический и антикоррупционный эффект, но только в том случае, если сам проект будет тщательно продуман. Уже предложено несколько вариантов распределения обязанностей и новой структуры самого государственного органа. Однако уже в 2024 году первые изменения будут заметны. Хотя многие эксперты опасаются, что на этом этапе сами участники движения скорее столкнуться с проблемой дефицита кадров в ГИБДД и ДПС.