Бессмысленно отрицать, очередное Послание Президента РФ к Федеральному собранию в начале января 2024 года для многих стало сюрпризом. Потому что одной из главных его повесток стал целый пакет поправок к Конституции России. До разгара пандемии коронавируса эта тема вышла на первые места в повестке СМИ и серьезно затронула общество. Особенно страсти разгорелись среди интересующихся политикой и работающих в ней.
О каких поправках идет речь
Но прежде рассмотрения вопроса какие изменения в Конституцию предложил Путин, необходимо сделать важную оговорку. При всей роли Конституции в правовой архитектуре, по своей сути она является лишь общим контуром здания права. Работа, в котором осуществляется, в первую очередь, по федеральным законам. Если говорить вкратце.
Продолжая аналогию, по ряду моментов Президент в своем Послании часть этих контуров предложил перерисовать или дополнить. Спекуляций на этот счет возникло немало в течение прошедшего с того дня времени, поэтому стоит напомнить, какие изменения в Конституцию предложил Путин в 2024 году.
- Закрепить в Основном законе положение о МРОТ, как равный прожиточному минимуму. С пересчетом к этому значению всех остальных связанных социальных выплат.(Необходимо помнить, что в регионах РФ устанавливается каждый свой прожиточный минимум.)
- Пенсионное обеспечение должно носить всеобщность, на принципах солидарности поколений и с закреплением регулярной индексации.
- Участие РФ в международных соглашениях, не ущемляющих правам российских граждан и не противоречащих их интересам. Тем самым пересматривается принцип безусловного приоритета международного права над российским.
- Устанавливается принципиальный запрет на занятие высших госдолжностей в России лицам с иностранным гражданством или ВНЖ. Дополнительно, к кандидатам в Президенты РФ предлагалось установить ценз проживания в России на срок 25 лет.
- В этом же блоке Путин предложил скорректировать норму о количестве сроков для Президента — до “ не более двух сроков”.
- Расширение полномочий Госсовета РФ, в целях повышения взаимодействия органов и ветвей власти в России.
- Расширение полномочий СовФеда, в частности, при назначении судей и Председателя КС РФ и ВС РФ. А также в отношении судей (кассации и апелляции).
- СФ получает полномочия при утверждении кандидатов в руководители ведомств так называемого “силового блока”, находящиеся в прямом подчинении Президента РФ. Минобороны, МИД, МВД, МЧС, юстиции, безопасности.
- СФ становится участником консультаций при назначении прокуроров в субъекты РФ.
- Премьер-министр назначается президентом после голосования в Госдуме РФ. Председатель Правительства вносит кандидатов на должности своих заместителей и руководителей ведомств на утверждение в Госдуму. После одобрения ГД, их утверждает Президент РФ. При этом он не вправе отказаться от утверждения.
- Пересматривается президентское вето в адрес законов, утвержденных ГД и СФ. В устанавливаемые сроки Президент обязан подписать ФЗ, если 2⁄3 законодательных палат за него проголосовали повторно и он не обжалован в КС РФ.
- Местное самоуправление включается в общую систему публичной власти в РФ.
Важно!
В Российской империи история развития конституционного права печальна. Свидетельство чему неудача Сперанского в правление Александра I и трагическая гибель Александра II накануне утверждения прообраза Конституции. Слишком долго и поздно. Поэтому то, что некоторые историки называют первой, Конституцией 1905 года, уже не смогло спасти империю в трудные годы Первой мировой войны.
Полярность мнений
Неожиданность и скоротечность определенно сказалась на оценках и критике. Например, лишь после согласия Путина на “обнуление” его двух сроков оппозиция, наконец, смогла снова заявить лозунг о “вечном президентстве ВВП”.
Большинство критичных оценок хорошо иллюстрирует “главный оппозиционер России” А.Навальный, написавший в своем твиттер-аккаунте: «Что касается разнообразных предлагаемых акций «в защиту Конституции». Конституция РФ — омерзительна… Не надо её защищать».
Другие пытались иронизировать о трактовке семьи и брака, роли религии, принципов территориальной целостности. Обратились и к практике коллективных обращений: 16 марта СМИ опубликовали открытое письмо в адрес Конституционного суда РФ. Его подписали более 350 журналистов, писателей. Политологов, представителей науки, творческих профессий, юристов, общественных деятелей: «Мы считаем, что над нашей страной нависла угроза глубокого конституционного кризиса».
Из законодателей неприятие выразили, в основном, только депутаты муниципальных и региональных собраний. Так, депутат Госсобрания Якутии Сулустаана Мыраан отказалась поддержать поправки и даже заявила о сложении полномочий с мотивировкой: “Поправки президент внес в Госдуму 20 января, 11 марта Госдума уже принимает поправки. За 50 дней столько поправок: как они успели все это рассмотреть? За 50 дней все ступени успели пройти?”
С такой позицией трудно спорить, хотя надо все же помнить о том, какие правки в Конституцию предложил Путин. Речь идет о корректировке отдельных положений, а не о фундаментальных изменениях.
Достойным ответом критикам можно считать слова кинорежиссера и руководителя Мосфильма Карена Шахназарова, участвовавшего в разработке поправок, в созданном по Указу президента в конституционном совете: “Я не придерживаюсь позиции американцев, которые не меняют конституцию 200 лет. Такой догматизм привел к тому, что их политическая система затрещала по швам. Конституция — не Евангелие. Наша жизнь меняется, поэтому время от времени нужно вносить изменения даже в Основной закон страны.”
В итоге, за короткий срок более расширенный список поправок прошел голосование в Госдуме в трех чтениях, в Совфеде и Путин подписал Указ об общенациональном референдуме по их принятию на 22 апреля. Но последние новости о разгаре эпидемии коронавируса таковы, что голосование будет перенесено. Об этом заявил Путин 25 марта. По предварительной информации, референдум может быть назначен на 27 мая или 3 июня. Когда же он состоится в итоге особо гадать сейчас смысла точно нет.
Важно!
В истории уже РСФСР Основной закон принимался четырежды: в 1918, 1925, 1937 и 1978. В РФ — только в 1993, сейчас речь идет лишь о поправках к действующей Конституции.
Юриспруденция сама по себе наука непростая, порой чрезмерно формализованная и потому априори не поспевает за реалиями постоянно меняющейся повседневности. Еще меньше значит на самом деле конституционное право — поинтересуйтесь у любого профессионального юриста-практика, который работает, как и все остальные заинтересованные, в основном с федеральными и местными законами. Вот это — намного важнее, чем поправки в Конституцию, которые со временем, кстати, с тем же успехом могут изменить снова.