Такая ситуация случалась с каждым и не единожды: человек что-то покупает, а потом жалеет о собственном решении. Но поздно, деньги потрачены, настроение испорчено, планы относительно средств нарушены. Советы о том, как не поддаваться соблазну спонтанных покупок, 10 способов осторожно распоряжаться своими финансами — тема очень актуальная в современном мире, где товары находятся в переизбытке.
Виновата психика
Для начала стоит разобраться, что лежит в основе импульсивного решения что-либо приобрести. Ведь часто люди, выходя из дома, обещают себе приобрести только самое необходимое, но войдя в двери магазина, как будто забывают о своем обещании.
Исследования показали, что более 60% всех покупок делаются спонтанно. Особенно это касается интернет-магазинов: там время на принятие решения существенно сокращается. Это явление получило название настоящего синдрома — шопоголизм, который признан расстройством личности и выражается следующими особенностями:
- бессмысленная озабоченность продаваемым товаром;
- долгое хождение по магазину (дольше, чем планируется);
- трата суммы, которой больше той, чем шопер может реально себе позволить;
- такая трата денег мешает многим сферам жизни (не хватает на еду, коммунальные или что-то другое, мешает работе или отношениям).
Человек страдает шопоголизмом в ряде случаев. Например, когда он длительное время находится в стрессовой ситуации. Плохое настроение, напряжение, нехватка гормонов счастья заставляют страдальца неосознанно подслащивать свою жизнь, искать доступное удовольствие, а покупки как раз являются таким средством. Купил что-то и настроение повысилось.
Правда, ненадолго. Аффект спадает быстро (момент разочарования покупкой) и вместе с ним настроение. Тогда человеку приходится повторять эту манипуляцию — снова идти в магазин, чтобы получить необходимые ему дофамин и серотонин. Это явление схоже с наркоманией, только в шопоголизме человек зависит от эмоций.
Низкая самооценка — еще одна причина спонтанных приобретений. Люди смотрят на дорогие товары: одежду, гаджеты, технику, автомобили и т. д. , слышат провоцирующую рекламу, которая убеждает, что именно с этой вещью можно почувствовать себя королем, повысить свой статус и стать востребованным. Неуверенная в себе личность всегда стремится быть лучше других, поэтому поддается на уловки рекламодателей проще, чем те, чья самооценка на адекватном уровне.
Невроз и его проявления — тревога, депрессия, обсессивно-компульсивные расстройства также могут быть причиной бесконтрольного шопоголизма.
Подготовка к шопингу
Спонтанное желание что-то приобретать нуждается в контроле. Чтобы не купить лишнего и не хвататься потом за голову, необходимо соблюдать некоторые правила:
- Эффективный способ — писать перед выходом список покупок, брать в руки только то, что содержится в перечне. Купили то, что нужно и на выход. Со временем это войдет в привычку.
- Ограничение в деньгах также хорошо работает. Наличных в кармане должно быть ровно столько, сколько человек планирует потратить. Кредитки и дебетовые карты вообще лучше выложить, так риск оставить в магазине лишнее существенно снизится.
- Если покупатель собрался идти в супермаркет за едой, то главное правило в этом случае — идти на сытый желудок. Голодный будет хватать с полок все, что вызывает аппетит, а на пустой желудок его вызывает практически все.
- Стоит ограничить походы по магазинам. Делать это, например, 1 раз в неделю, приобретая продукты и бытовые предметы впрок.
- Тетрадь учета расходов — очень нужная штука, которая покажет, что многие покупки бессмысленны и только вредят бюджету.
Таким образом, поход в магазин должен быть запланирован, покупки расписаны, деньги рассчитаны. Все эти действия минимизируют вероятность необдуманных решений.
Вторая пятерка: осознанность
Действия шопоголика, как правило, носят автоматический характер. Человек купил, потом подумал. Чтобы такого не происходило, нужна осознанность — понимание своих мотивов и поступков:
- Идя в магазин, необходимо помнить о маркетинговых уловках. Например, в продуктовом супермаркете хлеб расположен в конце магазина. Чтобы до него дойти, покупатель «случайным образом» проходит мимо всех полок, зачастую беря с них то, чего в планах не было.
- На кассах любых магазинов лежит всякая мелочевка. Стоя в очереди, со скуки люди часто берут жвачку, зажигалку, пакетики с кофе, брелоки, чехлы на телефон и т. д. Часто эти товары предлагает сам кассир, подкупая бешеной скидкой на прикассовый товар. Вроде бы недорого, но если делать так каждый день, то сумма к концу месяца окажется внушающей.
- Нужно бежать оттуда, где предлагают скидки, так как шопоголик обязательно поведется на уговоры специально обученного продавца (да, их этому учат), не ходить на распродажи, не подписывать на онлайн-рассылки. Желающий продать будет расписывать товар в ярких красках и попытается дать его в руки покупателю. Осторожно! Это крючок: если человек берет предмет в руки, то шансы купить ее увеличиваются в несколько раз!
- В больших магазинах и торговых центрах перед входом на переднем плане стоят тележки, а корзинки скромно располагаются где-то в углу. Неосознанно человек стремится заполнить тару, которую несет в руках. Поэтому выгодней брать корзину, в нее не поместится все, что может влезть в тележку.
- Увидев что-то и сиюминутно решив, что эта вещь просто необходима, например, гаджет, нужно попросить продавца отложить ее на пару дней. За это время, как правило, желание и потребность в ней отпадают.
Делать покупки нужно в хорошем настроении, чтобы сгоряча не накупить лишнего.
Если рука потянулась к чему-то «очень нужному», можно задать себе вопросы: «Как изменится моя жизнь, если я ее не куплю? Это отразится на мне негативно? Она действительно мне необходима, или сейчас я просто действую импульсивно?». Такие рассуждения возвращают человеку осознанность, приводят в чувства и помогают принять верное решение.