После частых жалоб на угрозы и вредительство со стороны коллекторов, Правительством был принят Федеральный закон, регулирующий работу служб по возврату просроченной задолженности. В 2024 году их действия существенно ограничили — теперь они обязаны придерживаться временных рамок и осуществлять деятельность согласно ФЗ, КоАП и УК.
Законодательная база в 2024 году
Деятельность коллекторов регулирует Федеральный Закон No230-ФЗ от 3.07.2016 “О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». Незаконные же их действия попадают под регулирование Кодекса административных правонарушений, если коллекторы промышляют мелким хулиганством, и Уголовного кодекса, если речь идет о порче собственности, угрозах или насильственных действиях.
Последние изменения в законодательстве происходили в прошлом году. В нынешнем периоде их не было.
Закон об осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности касается всех кредитных учреждений, будь то банки, микрофинансовые организации и прочие. Действие этого ФЗ не распространяется только на следующие ситуации:
- когда одно физическое лицо кредитовало другое физическое лицо на сумму меньше 50 тысяч рублей;
- если долги индивидуального предпринимательства образовались уже в момент его деятельности;
- если долг образовался из-за неисполнения обязательств перед государственными организациями — Налоговой службой, ЖКХ.
Справка
Даже долг по выплате ущерба за, например, ДТП может попадать под закон о деятельности коллекторов. Происходит это в тех случаях, когда обязательство выкупает организация по возврату.
Права и запреты на деятельность служб
Сотрудники службы по возврату просроченной задолженности могут взаимодействовать с клиентом посредством:
- смс-информирования, почтовых извещений, уведомлений на электронный ящик;
- телефонных звонков;
- выездных мероприятий;
- любых других методов, прописанных в документе.
При этом не стоит забывать, что вторая сторона может отказаться от контакта с коллекторами, направив им письменное уведомление. То же касается и сторонних лиц.
В первую очередь, запрет накладывается на распространение личных данных заемщика — ФИО, контактных данных, размера задолженности и прочего. Вся эта информация может быть передана только государственным органам, кредитным учреждениям, ипотечным агентам, службам возврата, зарегистрировавших свою деятельность в государственном реестре.
Полный запрет также накладывается на:
- применение физического насилия, угрозы его осуществления и угрозу смерти;
- порчу собственности должника;
- психологическое воздействие в виде унижений, оскорблений и шантажа;
- дачу ложной информации относительно долговых обязательств;
- дачу ложной информации относительно последствий невыполнения обязательств.
Ограничения на деятельность отдела взыскания
Согласно части 3 статьи 7 Федерального Закона No230-ФЗ, коллекторы должны придерживаться определенного графика взаимодействия с должником. Ограничения касаются:
- звонков;
- СМС-информирования;
- личных встреч.
Любое взаимодействие, направленное на взыскания долга необходимо прекратить, если клиент относится к одной из следующих категорий:
- банкротам;
- недееспособным гражданам;
- лицам, проходящим терапию в условиях стационара;
- людям с ограниченными возможностями по здоровью;
- несовершеннолетним гражданам;
- лицам, передавшим право защищать свои интересы адвокату.
Звонки
В соответствии с законодательством, сотрудники не могут звонить заемщику чаще, чем:
- один раз в 24 часа;
- два раза в 7 дней;
- восемь раз в 30 дней.
Время звонков ограничено следующим образом:
- в рабочие дни допускается осуществлять дозвон с 8 часов утра и до 10 часов вечера;
- в выходные и праздничные дни совершать вызовы можно лишь с 9 часов утра и до 8 часов вечера.
В телефонном звонке сотрудники отдела взыскания не могут оказывать на клиента эмоциональное воздействие посредством угроз, шантажа, дачи ложной информации, унижений и оскорблений. В начале разговора специалист обязан предоставить свои данные: ФИО, должность, название организации.
Справка
Также служба по возврату просроченной задолженности не может каким-либо образом скрывать номер, с которого совершается дозвон.
СМС-информирование
Ограничение накладывается и на СМС-информирование. Осуществлять его можно посредством СМС-рассылки, оповещений в мессенджерах или по электронной почте, обычным почтовым извещением. Но и здесь действуют временные рамки.
Взаимодействовать с должником через СМС-информирования разрешается не чаще:
- двух раз в 24 часа;
- четырех раз в 7 дней;
- шестнадцати раз в 30 дней.
Делать это можно в те же часы, которые актуальны для дозвона:
- в рабочие дни — с 8 часов утра и до 10 часов вечера;
- в выходные и праздничные дни — с 9 часов утра и до 8 часов вечера.
Личные встречи
Выездные мероприятия — также законный способ контакта с заемщиком. Но личные встречи не могут проходить раньше одного раза в неделю. Причем сотрудники взыскания не могут пытаться проникнуть в квартиру клиента — такие действия являются противозаконными.
Права заемщика
Человек, в свою очередь, имеет право на:
- Отказ от контакта с сотрудниками службы взыскания до момента предъявления договора переуступки требований. Причем от обеих сторон.
- Отказ от оплаты задолженности по истечении трехлетнего срока исковой давности.
- Оплату долга только через тот банк, с которым изначально был заключен кредитный договор.
- Защиту собственного имущества. Его изъятием могут заниматься только уполномоченные органы — Федеральная служба судебных приставов.
- Отказ от любого взаимодействия с работниками.
Если хотя бы одна из норм законодательства была нарушена, клиент может обратиться в суд или в полицию. Для этого нужно составить исковое заявление и приложить к нему доказательства:
- записи телефонных разговоров;
- детализация звонков и СМС;
- письма, извещения, сообщения с личными данными, направленными третьим лицам;
- фотографии нарушений;
- видеосъемка с выездных мероприятий.
Помните о том, что деятельность таких работников сильно ограничена законом. Коллекторы не могут настаивать на взаимодействии, если вы письменно уведомили их отказом. Помимо этого, они не имеют право беспокоить вас во внерабочие часы и чаще установленного срока. При любом нарушении норм вы имеете право отстаивать свои интересы в суде.