Первые утешительные прогнозы о выздоровлении авторынка в июне — июле 2024 года появились еще в мае. И первые летние дни показали оправданность надежд на оживление этой сферы. Продажи медленно пошли вверх, а падение рынка заметно ослабло.
Какова ситуация на автомобильном рынке сегодня: последние новости
Самыми продаваемыми марками остаются отечественная LADA и корейские Kia. Заявили о восстановлении такие бренды, как Mercedes-Benz и BMW. Падение прекратилось как у производителей, участвующих в программах господдержки и льготного автострахования, так и у Hyundai, Nissan, Mitsubishi. За новыми автомобилями подтянулись и авто с пробегом. В этом сегменте обыватели продавали и покупали даже в разгар пандемии. И только отмена регистрационных действий в ГИБДД сильно подпортила статистику.
На заметку!
Ожидается, что июнь по результатам превзойдет предыдущие два месяца вместе взятые.
Однако аналитики сходятся во мнении, что это временное явление, вызванное тремя факторами:
- В мае режим самоизоляции постепенно начали отменять во многих регионах, заработали автосалоны. У людей появилась возможность покупать (так называемый отложенный спрос).
- Уставшие от простоя автодилеры для привлечения спроса разработали программы лояльности.
- Те, кого не задели временные ограничения, скоро закончатся. Остальная масса пока не готова тратить деньги в условиях современных рисков.
Надо сказать, что, несмотря на временный всплеск продаж, стагнация продолжается. О переходе на сокращенный график работы заявили ГАЗ и АвтоВаз. Производители, дилеры и покупатели замерли в неопределенности. В то же время аналитическое агентство «Автостат» в своих прогнозах говорит о 30–40% падения рынка автомобилей в России к концу года. С этим согласны и другие специалисты.
Что ждет рынок новых автомобилей после карантина
Из-за обвала рубля и колебаний цен на нефть первое удорожание произошло еще в марте-апреле.
Мнения экспертов в вопросе, что будет с ценами на автомобили в 2024 году в России из-за коронавируса, солидарны. Кризис в любом случае приведет к удорожанию. Производства импортных авто, развернутые в России, напрямую зависят от поставляемых деталей из-за рубежа. И слабый рубль негативно скажется на конечной стоимости. Подорожает не только импорт: отечественный автопром после коронавируса не сможет быстро залатать дыры в бюджете. Не помогут ни льготы, ни господдержка.
Почти два месяца простоя вынудят заводы и автодилеров возмещать издержки. Это заметно уже сейчас. По сообщению AUTONEWS, больше десяти компаний уже подняли свой прайс-лист, среди которых Cadillac, Chevrolet, Geely, Hyundai, Subaru, в среднем на 3,5%. Официально объявили об удорожании в июле УАЗ и АвтоВАЗ. И это только первая волна.
Вторую волну ожидать надо уже осенью. К этому времени будут подсчитаны все издержки и убытки автоконцернами и появится понимание дальнейшего развития. Поэтому на вопрос, стоит ли сейчас покупать машину, знающие люди отвечают утвердительно, так как потом будет дороже.
На заметку!
Обычно динамика цен за год составляет 3–4%. В условия кризиса она вырастает в несколько раз. В итоге к началу 2024 года ожидается результат в 15–20%. Причем за границей ожидается еще большее повышение.
Автомобильная отрасль одна из самых пострадавших не только в России. Но доходы граждан за рубежом несколько выше, соответственно, и изменения они почувствуют меньше.
В первую очередь цена вырастет на самые дешевые автомобили. Премиум-класс и автомобили среднего сегмента продержатся дольше. Эксперты отмечают рост цен еще с начала года и надеются на конкуренцию как на сдерживающий фактор.
Все эти прогнозы строятся на постепенном выходе мировой экономики из кризиса, стабилизации курса национальной валюты и ценах на нефть не менее 45 рублей за баррель. Только в этих условиях автомобильный бизнес в России сможет удержаться от падения.
Что будет с ценами на подержанные автомобили в России
Вторичный рынок автомобилей по своей конъюнктуре отличается от первичного. Он более непредсказуем и менее поддается регулировке. Мнения экспертов в данном вопросе расходятся: что будет с ценами на подержанные автомобили после пандемии, однозначного ответа нет.
Вторичка тянется за основными продажами, и естественное повышение на 3–4 % в год — это нормально. Однако бывают и взрывные всплески. Этот рынок более чувствителен к доллару и экономическим колебаниям. Многое зависит от возраста машины, ее востребованности и др. За время пандемии сектор продаж авто с пробегом просел гораздо меньше, но прибавил в рублях сильнее.
Салоны б/у автомобилей убрали все скидки, акции и готовятся к новому подорожанию. А на торговых сервисах типа «Авито» некоторые модели взлетели в цене на 30%. Особенно это касается трехлеток. Иногда отмечается обратный процесс. Аналитическое агентство «Автостат» прогнозирует два варианта развития событий:
- Незначительное увеличение цен к концу года в пределах 5%, повышенный спрос на вторичном рынке летом и пониженный осенью. В условиях пониженных ставок по кредитам и в ожидании роста цен сейчас самое благоприятное время приобрести авто. Этим воспользуются и те, кто подстраховывается во время кризиса и не готов отдавать много за машину. Такому покупателю предпочтительнее пересесть на бюджетный вариант. Спад платежеспособности ожидается к концу августа. И в условиях замедления продаж цены в последнем квартале вырастут, но не намного.
- Скачкообразное ценообразование в 15–20% к концу года. Непонимание ситуации с экономикой, увеличение спроса и конкуренция будут расшатывать вторичный рынок. Замедление роста стоимости машин может резко меняться в зависимости от курса рубля и стоимости новых автомобилей.
Точнее определить будущее рынка подержанных автомобилей пока никто не берется. Можно утвердительно ответить на вопрос, поднимутся ли они в цене. Это касается всех сегментов автобизнеса. все эксперты едины в одном: покупать автомобиль надо сейчас или переплачивать завтра.